Актуальные проблемы наземного транспорта между Европой и Россией. Почему затраты растут, а время выполнения заказов увеличивается?

Растущая нехватка водителей и транспортных средств, проблемы с документами, пробки на границе и увеличение спроса под угрозой новых антиковидных ограничений привели к значительному удорожанию перевозок между Россией и Европой. Участники рынка также говорят о росте затрат на топливо и содержание транспортных средств, количестве платных дорог, тарифах системы «Платон» и ряде других факторов, оказывающих давление на цены, в том числе на внутреннем рынке.

Участники рынка международной логистики отмечают значительное увеличение стоимости автомобильных перевозок в Европу в октябре.
«С конца сентября мы наблюдаем резкое повышение тарифов, — говорит Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок международных перевозок FM Logistic в России. «Ставки выросли на 15-20%.»

Александр Шилинчук, заместитель генерального директора Trasko по автомобильным перевозкам, отмечает рост на 10-30% в зависимости от страны и направления перевозки (импорт/экспорт). «Пользователи логистической платформы Cargotogo сообщают о росте цен на 15–35% в зависимости от типа груза», — сообщил ее основатель и генеральный директор Владимир Павловский.

Николай Гладун, директор по развитию бизнеса Gebruder Weiss, оценивает средний рост в 10-15% и соглашается с Максимом Косенковым, руководителем европейского подразделения логистики Daxer. По его словам, самыми дорогими являются перевозки опасных грузов или тех, которые требуют перевозки в изолированном кузове.

«Буквально две недели назад грузовик из Германии стоил 2400–2600 евро, — говорит Юлия Шленская, генеральный менеджер таможенного брокера КВТ. «Сейчас нам нужно как минимум 3000 евро».
«Рост цен на перевозки из Германии начался в октябре, — подтверждает Наталья Павловицкая, руководитель департамента Германии группы AsstrA: новых волн коронавируса».

Шленская говорит, что в совокупности с острой нехваткой разрешений, ковидными ограничениями и общей нехваткой транспортных средств происходит раннее начало высокого сезона для автомобильных перевозок: «Есть информация, что в этом году из европейских стран выезжают раньше, чем обычно, на Новогодние каникулы». Максим Косенков также указывает на увеличение спроса в предпраздничный период, а Николай Гладун отмечает, что многие владельцы товаров решили их перевезти до ноябрьской блокады.

В октябре на границах Беларуси с Польшей и Литвой были большие очереди
«Белорусская сторона обновляла программное обеспечение, что также вызывало задержки у польских и литовских пограничников. В результате на несколько недель образовались многокилометровые очереди; пересечение границы может занять до пяти дней».
Иван Головко, руководитель отдела международных автомобильных перевозок Kuehne + Nagel в России, также указывает на большие очереди на границе между Беларусью и Польшей.

Оксана Красочка, начальник отдела импорта компании «Сталлогистика», оценивает рост тарифов в 30-40% и говорит об ограниченном количестве белорусских разрешений на транзит, оставшихся у европейских поставщиков, и увеличении сроков транзита. Проблема отсутствия разрешений усугубила дефицит транспорта из Польши, добавляет Николай Гладун.

Сколько стоит в наземном транспорте Россия Италия
Компании также говорят о нехватке водителей и транспортных средств
Как на российском, так и на европейском рынках наблюдается нехватка кадров, говорит Гладун: одни водители уходят из профессии по возрасту, другие — в онлайн-торговлю или складские услуги.

«Многие дальнобойщики уезжают на заработки в Польшу, Германию, Италию и другие страны, где можно больше заработать», — добавляет Наталья Павловицкая.

«Но, — замечает он, — нельзя сказать, что нехватка дальнобойщиков связана с отказом Европы от вакцины «Спутник V»: для водителей, совершающих международные рейсы, действуют отдельные правила въезда и нет карантина».

Также бросается в глаза дефицит новых грузовиков, стоимость которых выросла более чем на 18%, добавляет Евгений Дятлов. Кроме того, отмечает Иван Головко, часть автомобилей заблокирована на погранпереходах с Китаем и, соответственно, недоступна для перевозки в Европу.
Александр Шилинчук указывает на общий количественный дисбаланс: транспорт для экспорта из РФ доступнее, чем для импорта из некоторых стран ЕС.

Наконец, есть рост стоимости топлива, говорит Наталья Павловицкая: «С апреля по сентябрь цена на дизтопливо в Германии увеличилась на 7,9%, в Польше на 7,7%, в Беларуси на 15,2% и в России на 8,2%. . Также шины, масло, тормозные диски и другие материалы